Севастопольский бронепоезд

В Крыму в годы Великой Отечественной войны в обороне Севастополя участвовал бронепоезд "Железняков". Это самый известный из крымских бронепоездов. Известен тем, что провоевал практически всю оборону Севастополя. Кроме "Железнякова" в обороне Крыма участвовало еще несколько бронепоездов. Но их жизнь была короткой и погибли они в первых боях.

Один из них назывался "Орджоникидзевец". Был построен силами симферопольских и севастопольских железнодорожников. Боевое крещение принял 24 октября 1941 года под станцией Ивановка в районе Перекопа. В ночь на 28 октября подорвался на минах и сошел под откос. Здесь же, в северной части Крыма, сражались с Фашистами бронепоезда "Войковец" и "Смерть фашизму".

Бронепоезд "Железняков" был построен на морском заводе в Севастополе. Постройка была окончена 4 октября 1941 года. Вооружение состояло из четырех 100-мм орудий, снятых с миноносцев, 8 минометов, 15 пулеметов (из них 4 крупнокалиберных). Экипаж состоял преимущественно из моряков, многие из которых участвовали в обороне Одессы. Командиром бронепоезда был назначен капитан-лейтенант Г.А.Саакян. Вечером 6 ноября бронепоезд получил первый приказ: выйти на рассвете в район Камышловского моста и нанести удар по противнику.

Первый рейд был удачным. Бронепоезд "Железняков" получил боевое крещение.Было уничтожено два орудия противника, несколько автомашин и десятки пехотинцев. На следующий день бронепоезд поддерживал огнем защитников Севастополя и наносил удары по врагу в районе станции Дуванкой (ныне Верхнесадовое).

Севастопольский бронепоезд

Много раз огнем орудий, минометов и пулеметов выручали железняковцы наши войска. Фашисты дали бронепоезду имя "зеленый призрак". Немало досаждал он им своими дерзкими налетами. Авиация противника устроила за "Железняковым" настоящую охоту, но благодаря умелым действиям машинистов прямых попаданий бомб удавалось избегать.

Весь ноябрь бронепоезд действовал в районе Дуванкоя. В конце месяца он был переброшен на балаклавскую ветку для помощи войскам отражавшим наступление врага с южного направления.

В начале декабря был ранен командир Саакян и на его место был назначен капитан-лейтенант М.Ф.Харченко.

Во многих боях побывал "Железняков" в декабре месяце. Он помогал в корректировке огня севастопольских береговых батарей. В одном из рейдов он помог отбить у врага станцию "Мекензиевы горы" нанеся при этом значительный урон живой силе и технике фашистов.

За 70 боевых выходов, совершенных бронепоездом "Железняков" с 7 января по 1 марта 1942 года им было уничтожено девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одна тяжелая батарея, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузами и до полутора тысяч фашистских солдат и офицеров.

бронепоезд Железняков

26 июня 1941 года бронепоезд "Железняков" был заблокирован фашисткой авиацией в Троицком тоннеле. Мощные бомбы обрушили оба входа. Экипаж снял минометы и пулеметы и занял оборону на Северной стороне, где уже были фашисты собирающиеся форсировать бухту.

30 июня командование отдало войскам приказ оставить город. Экипаж бронепоезда был одним из не многих боеспособных подразделений, которым было приказано прикрывать эвакуацию. Большая часть экипажа навсегда осталась в севастопольской земле. Некоторые попали в плен и лишь единицам посчастливилось дожить до Победы.

Моряки-черноморцы оборонявшие Севастополь в составе экипажа бронепоезда "Железняков" с честью выполнили свой воинский долг. Вечная память героям отдавшим свои молодые жизни за нашу Родину, за Севастополь.

Если вы будете ехать поездом в Севастополь, то посмотрите на горы, каменные траншеи в которых идет поезд. Проникнитесь темнотой тоннелей и нависшими глыбами Инкермана, и вам станет ясно, в какой страшной тесноте воевал бронепоезд "Железняков", маневрируя по сотни раз в день на этом крошечном пятачке огня и смерти.